Авторские права на пользовательский контент (UGC)

Что такое UGC? User-generated content или пользовательский контент – это оригинальный контент, который создается аудиторией бренда: фотографии, комментарии, видео, отзывы, и так далее.

Виды UGC:

(1) Оригинальный пользовательский контент (собственные комментарии, фотографии).

Права на него принадлежат пользователю. Использовать можно с согласия пользователя.

(2) Скопированный пользовательский контент (видео, снятое во время показа фильма в кинотеатре).

Пользователь нарушает права автора, права принадлежат первоначальному автору. 

(3) Контент, созданный с использованием уже существующего произведения (например, фанфики).

Фанфи́к — жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства, комиксов, а также компьютерных игр, и.т.д.

С данным видом контента ситуация спорная. В фанфиках используются имена персонажей, но придумана своя история. По сути получается, что у персонажей правообладатель один, а у истории другой. В России с фанфиками складывается похожая ситуация, что и со скопированным контентом, подобные истории считают нарушением прав. И интернет-платформы регулярно привлекают к ответственности за нарушения пользователями авторских прав.

Интересен зарубежный опыт (США). Например, на многих онлайн-площадках и платформах разработаны принципы UGС, которые частично решают проблемы на техническом уровне, при взаимодействии пользователей и площадок, и при публикации контента пользователями. В данных принципах указан порядок взаимодействия между авторами оригинальных произведений, интернет-платформами и пользователями.

В частности, для пользователей регулирование ограничивается добросовестным соблюдением соглашений, заключаемых с администрацией интернет-платформ. Для администрации же в них указывается обязанность предоставлять пользовательские соглашения, создавать фильтры и базы данных с информацией о загруженном контенте.